среда, 27 июня 2012 г.

Акварельная среда: Композиция. Часть 2

Итак, продолжаем говорить о композиции! В прошлый раз мы решали, где стоит располагать смысловой центр картины, сегодня усложним задачу. Может ли в картине быть несколько смысловых центров - точек, притягивающих взгляд и почему нельзя обойтись одной?

автор - Инна Цукахина
даже в абстрактных, на первый взгляд, композициях есть смысловой центр!

На самых простых картинах фокусная точка обычно - но не всегда - совпадает с главным объектом. Это может быть голова натурщика, или красивая ваза в натюрморте...
Кстати, обратите внимание, даже в такой простой композиции ни букет, ни фигура девочки не расположены симметрично относительно плоскости листа!


Швецова Анастасия "Розовый букет"


автор - Романов Роман

Но иногда стоит создать более сложную композицию, введя несколько смысловых центров - фокусных точек, и буквально отправив взгляд зрителя в путешествие по картине!
На изображении может быть две фокусные точки, при чём одна из них будет доминирующей, намного более важной, чем вторая! Это "главенство" подчёркивают с помощью размера, цвета, тона.

Важно очень хорошо продумать пропорции: чтобы вторая фокусная точка не перетягивала на себя слишком много внимания, не вырывалась вперёд.


Клод Моне. "Дикие маки". Взгляд от фигур на переднем плане скачет к тем, что идут в поле. И снова возвращается, свободно "гуляя" по картине.)

На картине могут быть две фокусные точки равные по важности. Их лучше не располагать симметрично или слишком далеко друг от друга - иначе взгляд зрителя обречён метаться между ними :))
Хотя такое расположение тоже имеет право быть - например, для передачи эмоционального накала между изображёнными людьми.


к сожалению. нашла только фото, а не рисунок, но метания взгляда между двух фигур, думаю, иллюстрирует вполне :)

При равномерном (!) распределении на картине трёх и более фокусных точек получается устойчивое изображение, и взгляд зрителя спокойно скользит от одного объекта к другому. Такой приём используют, например, при изображении спокойных пейзажей или семейных портретов.


Штилер, Йозеф Карл - Групповой портрет семьи герцога Йозефа Саксен-Алтенбургского.
Разве можно выделить, кто из фигур важнее? Нет, взгляд перемещается от одной к другой )

Однако у медали есть и обратная сторона - множество равномерно распределённых фокусных точек заставляют взгляд блуждать, не сосредотачиваясь... Но и это может быть хорошо! :) Таким образом художник, например, может привлечь внимание к декоративным элементам, узорам, призывая зрителя неспешно рассматривать каждый уголок...


Владислав Ерко, иллюстрация к книге  "Сказки Туманного Альбиона"
Ерко - мастер сложных композиций!

А вообще, мне кажется, в композиции невозможно вывести некие чёткие правила, которым необходимо неуклонно следовать. Поскольку каждое такое правило может быть сознательно нарушено художником ради достижения нужного ему эффекта.
И грань между "нарушением во имя" и "неумением применить" часто очень тонка, ощутима только интуитивно.
Что же делать, как научиться? Снова таки - моё мнение: много смотреть, на картины, на окружающий мир, и, замечая что-то, что нравится, анализировать - почему. Глядя на картины, спрашивать себя, что хотел выразить художник. какие эмоции его переполняли, хотел он передать спокойствие или бурю эмоций. И, конечно, какими способами - какой композицией, цветом, тоном, характером штриховки или мазка он этого добивался... Ну, с цветом и тоном это я наперёд забегаю :) Не всё же в одну среду!

В  качестве "домашнего задания" всем много смотреть и рисовать! :)

Если есть вопросы - всегда готова помочь, если есть замечания или дополнения - комментарии всегда открыты ;)
Если есть смелые и готовые показать свои рисунки-упражнения "по теме" в комментариях - вэлкам!

ну что, было ли сегодня познавательно? :)возможно, у Вас есть пожелания относительно будущих тем, что-то особенно интересующее? тогда делитесь идеями! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий