среда, 13 июня 2012 г.

Акварельная среда: Композиция. Часть 1

Предлагаю поговорить о композиции! Думаю, эта тема будет полезна и интересна не только рисующим. Ведь именно от того, как скомпоновано изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка или фото. При решении композиционных задач учитывается уйма всего: масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие и гармония, тема, сюжет, образ, тон, форма и объем, конструкция, перспектива, главное и второстепенное... симметрия, контраст, ритм, динамика, статика... вы еще не испугались и не передумали рисовать?))

 В этом нет ничего сложного, надо только понять основные принципы. А потом знания о композиции будут применяться на автомате, позволяя интуитивно построить гармоничный и приятный глазу рисунок )

 

В статьях о композиции я буду использовать простые наглядные схемки, иллюстрируя при необходимости свой рассказ картинами известных художников. А Вам советую не просто читать, а тут же пробовать на практике! :)

Для начала поговорим о точке, которая прежде всего притягивает взгляд - смысловом центре картины :) Смысловым центром может быть что угодно - фигура человека в пейзаже, глаза в портрете, вывеска на доме, фонарь или живописное дерево... Это тот объект, на который художник хочет обратить внимание зрителя в первую очередь. Можно сказать, это тот объект, ради которого рисуется всё изображение :) 

 Так ли нужен смысловой центр картине? В случае его отсутствия взгляду зрителя просто не за что будет зацепиться! Ок, а где его располагать? Давайте сначала совместим смысловой центр с геометрическим (средина листа - пересечение диагоналей), а потом попробуем подвигать. 
 

 Итак, наш взгляд падает сразу в центр листа, и может показаться, что это самое выгодное положение для смыслового центра. Правда ведь? А вот и нет) Размещение смыслового центра в середине картины смотрится эффектно только при классической (а значит симметричной) композиции. В иных случаях картины с совмещенными смысловым и геометрическим центром будут казаться лишенными движения и попросту скучными. Вам надо, чтоб зритель зевал при просмотре картины? ))

  
 Леонардо да Винчи. Мона Лиза как пример классической композиции. 

Самым простым, пожалуй, но при этом удачным решением будет разделить картинное пространство на три части и разместить смысловой центр на одной из линий раздела. На словах звучит сложно - на деле намного проще! Смотрим картинки: 

 

 Это т.н. "правило третей", применимое не только в рисунке, но и, например, в фотографии - многие фотоаппараты в видоискателе сразу имеют такую сетку для упрощения построения кадра!


(гифка заката - фото, сделанное на архипелаге Тысяча островов - утащена с Википедии)

 К слову, можно делить не на три равных части, а и в другой пропорции - 3:5, 2:3 или 1:2 (обычно берутся последовательно идущие числа Фибоначчи). Или используя золотое сечение, но об этом - в другую среду :) Бывает, что изображаемому предмету необходимо свободное пространство для обозначения направления его движения. Это может быть плывущий парусник, или фигура человека... В любом случае, смысловой центр, представляющий предмет в движении, никогда не должен совпадать с центром листа!


 
Клод Моне. Мост в Аржантее - как пример динамичной, развивающейся композиции.

 Может ли в картине быть несколько смысловых центров - точек, притягивающих взгляд? Об этом поговорим в следующий раз :) А пока качестве "домашнего задания" предлагаю Вам вдумчиво порисовать :) Т.е. не просто фиксируя на листе натуру, а выстраивая композицию, располагая объект "правильно" и нет, и анализируя - как меняется впечатление от рисунка с разной композицией. Даже два-три самых быстрых наброска пойдут на пользу Вашему умению рисовать гармоничные произведения :)  

Если есть вопросы - всегда готова помочь, если есть замечания или дополнения - комментарии всегда открыты ;) Если есть смелые и готовые показать свои рисунки-упражнения в комментариях - вэлкам!
 ну что, сегодня было интересно? :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий